НЕДЕЛЯ 50 — 9 — 15 Декабря — СОВЕСТЬ И КОМПРОМИС

— Амоса 7-9

10  — Авдия 1

11     — 2,3Иоан, Иуды

12     — Ионы 1-4

13  — Михея 1-3

14  — Михея 4-7

15 Псалтирь
143 Давида. [Против Голиафа.]
143:1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
143:2 милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой,- и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
143:3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
143:4 Человек подобен дуновению; дни его - как уклоняющаяся тень.
143:5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;
143:6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;
143:7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
143:8 которых уста говорят суетное и которых десница - десница лжи.
143:9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
143:10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
143:11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница - десница лжи.
143:12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши - как искусно изваянные столпы в чертогах.
143:13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
143:14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
143:15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
144 Хвала Давида.
144:1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки.
144:2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки.
144:3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
144:4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
144:5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
144:6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем.
144:7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
144:8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
144:9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
144:10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
144:11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем,
144:12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.
144:13 Царство Твое - царство всех веков, и владычество Твое во все роды. [Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.]
144:14 Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.
144:15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время;
144:16 открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.
144:17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
144:18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
144:19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
144:20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
144:21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
145 [Аллилуия. Аггея и Захарии.]
145:1 Хвали, душа моя, Господа.
145:2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
145:3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
145:4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.
145:5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
145:6 сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность,
145:7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
145:8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
145:9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
145:10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
146 [Аллилуия.]
146:1 Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно,- хвала подобающая.
146:2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.
146:3 Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их;
146:4 исчисляет количество звезд; всех их называет именами их.
146:5 Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим.
146:6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.
146:7 Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.
146:8 Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву [и злак на пользу человеку];
146:9 дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.
146:10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит,-
146:11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.
Пс. 143-146
 

СОВЕСТЬ И КОМПРОМИС

Что такое совесть? Одна маленькая девочка ответила: «Это — бабушка». Оксфорд- ский словарь гласит: «Это внутреннее знание или сознание; та область человеческого естества, которая судит моральное качество поступков данного индивидуума».

Является ли совесть голосом Божиим, звучащим в человеке? Нет, это не так. Со- весть — это нечто врожденное и, скорее, всеобщее, чем приобретенное свойство. Совесть не может быть голосом Божиим, потому что иногда она толкает людей на действия, противные воле Божьей, такой, какой мы видим ее в Святых Писаниях. Именно совесть побуждает человека поклоняться деревянным и каменным идолам. В Ветхом Завете слово «совесть» не встречается ни разу; там оно замещается словом сердце. Первая книга Царств (Первая книга Самуила)
24:6 Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула.
1Цар.24:6
«больно стало сердцу Давида».
Совесть — это внутренний судья, испытующий все, что делаю и говорю. Совесть проявляет себя до, во время и после поступка. Некоторым представ- ляется, что главным мучителем в аду будет именно совесть Евангелие от Луки
16:25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
Лк.16:25
.

Нечистая совесть

Не всякая совесть хороша — с момента грехопадения она испорчена. Тогда в Эдемском саду совесть пострадала ужасно.

Обличаемая совесть

Очищенная совесть

Больше не заглушайте голос совести, но молитесь за ее просветление Словом Божиим. Пусть совесть держится на высоком уровне праведности и не снижает своего полета. Ради своей совести некоторые шли на пытки, теряли свое имущество, репутацию и даже свою жизнь, из-за того, что они не могли идти против своей совести. Хорошая совесть дает смысл жизни, богатство, полноту, цель и удовольствие. Духовное пробуждение — это пробуждение совести человека в его стремлении к Богу. Да наставляет нашу совесть Слово Божие ежедневно, в воле Божьей и Его плане. Пробудившаяся совесть оказывает давление на личную жизнь человека с целью ее преобразования в соответствии со зна- нием о грехе и праведности, полученным от изучения Слова Божьего.

Чистая совесть

 Первое послание апостола Павла к Тимофею
3:9 хранящие таинство веры в чистой совести.
1Тим.3:9
«Хранящие таинство веры в чистой совести». Второе послание апостола Павла к Тимофею
1:3 Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью,
2Тим.1:3
«Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистой совестью». В момент обращения происходит не только спа- сение души, но также и преображение совести. Это преображение, вместе с тем, являет- ся часто постепенным процессом, происходящим благодаря совершенствованию в по- знании Божьей воли. Совесть очищается кровью Христа, об этом говорится в Послание апостола Павла к Евреям
10:2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
10:3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
10:4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
10:5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
10:6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
10:7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
10:8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,- которые приносятся по закону,- Ты не восхотел и не благоизволил",
10:9 потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10:10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
Евр.10:2-10
, кровь жертвенных животных была прототипом Голгофской Крови. Рождение свыше не противится совести, оно скорее восстанавливает нормальный порядок. Для необращен- ного его совесть — тяжелое бремя. Для спасенного его совесть — хороший помощник. Для спасенного его совесть, это друг, посланник от Бога. Стандарт, установленный для сове- сти — совершенство, Евангелие от Матфея
5:48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Мф.5:48
, божий стандарт.

Немощная совесть

Для новообращенного его совесть может оказаться слишком слабой, немощной, чтобы полагаться на нее. Первое послание апостола Павла к Коринфянам
8:7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
1Кор.8:7
«и совесть их, будучи немощна, оскверняется». Первое послание апостола Павла к Коринфянам
8:10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
1Кор.8:10
.
Об- ращение — это воссоздание совести, которая долгое время была заглушаема и попирае- ма. Эта немощь может быть побеждена молитвой, изучением Библии и постоянным по- слушанием Богу. Решение проблемы легко и просто: надо только признать, что эта про- блема существует. Часто новообращенные обвинят всех и вся: окружающую среду, об- разование, друзей и т.д., лишь не себя. Господь желает укрепить немощную совесть.

Добрая совесть

Это то, что Бог желает видеть в каждом рожденном свыше верующем. Не воюйте с вашей совестью, но пребывайте в мире с ней, соглашайтесь с просветленной совестью и  слушайтесь  ее  немедленно.  Первое послание апостола Павла к Тимофею
1:5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
1Тим.1:5
«любовь от чистого сердца и просветленной совести».

 Первое послание апостола Павла к Тимофею
1:19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
1Тим.1:19
, Павел призывает Тимофея держаться веры и иметь «добрую совесть». Первое послание Петра
3:16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
1Пет.3:16
«Имейте добрую совесть», чтобы постыжать злословящих. Совесть напрямую связана с волей; если воля послушна Богу, совесть будет расти и развиваться. Это именно то, чего хочет от нас Бог — послушания. Если воля противится Богу, совесть будет ослабевать, кто-то заглушает свою совесть алкоголем или тяжелым трудом. Эти действия лишь оже- сточают совесть. Молитесь, чтобы Господь даровал вам добрую совесть, чувствитель- ную совесть. В то же время берегитесь закваски фарисейской в том, что они имели чув- ствительную совесть к малозначительным предметам, тем самым пренебрегая основ- ным вопросам закона Евангелие от Матфея
23:33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
Мф.23:33
. Совесть — это живой орган, который растет и развивается.

Непорочная совесть

 Деяния святых Апостолов
24:16 Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.
Деян.24:16
«Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную (англ. Библ. — лишенную оскорбления, отвращения, соблазна и обид) совесть перед Богом и людьми«. Я считаю, что это одна из самых высоких целей христианской жизни. Берегитесь патологически сверхчувствительной совести, благодаря которой человека постоянно раздирают проти- воречия. Плод оправдания — это мир, а не противоречия и конфликты. Много молитесь о том, чтобы иметь совесть, прислушивающуюся к воле Божией, открытой в Святом Пи- сании. В молитве и во время уединенного общения прекратите слушать, что говорит вам ваша совесть. В верующем живет Святой Дух, и это Он действует через совесть. Чувствительная совесть делает христианина внимательным, сознательным, заслужива- ющим доверия и полезным в Царстве Божием. Нечувствительная совесть производит на свет небрежных, легкомысленных святых, из-за чего влияние церкви на мир ослабевает. Какая у меня совесть? Нечестивая? Обличаемая? Очищаемая? Чистая, добрая? Непо- рочная? Ни один врач не сможет найти в организме человека орган под названием «совесть», но все мы знаем, что она у нас есть. Не заглушаем ли мы и не сжигаем ли мы свою совесть благовидными, на первый взгляд, рассуждениями? Давайте твердо решим именно сейчас позволить Богу проверить и взять под контроль нашу совесть. Хотим ли мы мира? Пусть наша совесть будет послушной Богу, и мы будем иметь внутренний мир в своем сердце.

Слово «компромисс» или «соглашательство» не фигурирует в Священном Писании, но это очень распространенное слово среди евангельских верующих. Д-р К.И. Скоуфилд указывает на места в Книга Исход
5:3 Они сказали [ему]: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом.
7:16 и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался.
8:25 И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: пойдите, принесите жертву [Господу] Богу вашему в сей земле.
8:26 Но Моисей сказал: нельзя сего сделать, ибо отвратительно для Египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему: если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями?
8:27 мы пойдем в пустыню, на три дня пути, и принесем жертву Господу, Богу нашему, как скажет нам [Господь].
8:28 И сказал фараон: я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне [Господу].
10:11 нет: пойдите одни мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили. И выгнали их от фараона.
Исх.5:3; 7:16; 8:25-28; 10:11; 24:27
; как на 4 компромисса, предложен- ные фараоном Моисею и Израилю. Компромисс — это слово, которое часто употребляет- ся в политике, в улаживании рабочих конфликтов. Во время забастовки, когда рабочие хотят увеличения заработной платы на 1 доллар в день, а руководство им предлагает только 20 центов, с обеими сторонами в переговоры вступает посредник, стремящийся достигнуть компромисса на 60-центовом повышении. Обе стороны пришли к компро- миссу и обе сочли это хорошей сделкой. Ни одна из сторон не была особенно довольна таким результатом, но они чувствовали, что это самое лучшее, что они могли сделать в данных обстоятельствах и считают это решение довольно удачным. Можем ли мы ис- пользовать этот принцип в христианстве? В наших отношениях с Богом, миром, грехом и т.д.? В толковом словаре дается следующее определение этого слова: «Компромисс — соглашение между противоположными, различными мнениями, достигнутое путем вза- имных уступок». Компромисс включает в себя уступки, жертвование принципами. Мо- жем ли мы, христиане, так поступать? Компромисс — это, частично, сдача нашей пози- ции, в качестве уступки, противной стороне (в нашем случае — врагу, сатане).

Примеры компромисса:

  1. Бог сказал Иисусу Навину уничтожить жителей Ханаана И.Н.9:24, но жители Гаваона обманули его и заставили пойти на компромисс, они стали его слугами.
  2. Бог сказал Саулу полностью уничтожить амаликитян и все их добро Первая книга Царств (Первая книга Самуила)
    15:3 теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.
    1Цар.15:3
    , но Са- ул пошел на компромисс и утаил кое-что, чтобы принести в жертву 15:15. За этот нече- стивый компромисс он был сурово обличаем Богом и лишился своего царства.

В  последнее  время  христиане  могут  идти  на  компромисс,  считая,  что   одной  лишь Библии не достаточно для спасения и счастливой христианской жизни. Могут

быть компромиссы между истинами Библии и последними «сомнительными открытия- ми» ученых. Многие христиане достигают компромиссы между христианской жизнью для Бога и немного для себя, между праведной жизнью и жизнью немного в грехе. Ча- сто церковь может пойти на компромисс с миром для достижения различных целей.

Четыре компромисса, предложенные фараоном Моисею

  • Книга Исход
    8:25 И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: пойдите, принесите жертву [Господу] Богу вашему в сей земле.
    Исх.8:25
    « принесите жертву Богу вашему в сей земле«. Божье повеление было катего- ричным. Книга Исход
    5:3 Они сказали [ему]: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом.
    Исх.5:3
    «отпусти нас в пустыню на три дня пути, принести жертву Господу, Богу наше- му». Книга Исход
    7:16 и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался.
    Исх.7:16
    «отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне».
    Божьи повеле- ния касаются даже мелочей. Бог требует, чтобы Его заповеди соблюдались полностью до мельчайших деталей. Компромисс, предложенный фараоном, был ни что иное, как частичное исполнение воли Господа Бога. Божье повеление конкретно и неоднозначно требовало отделения Израиля от Египта на расстояние трехдневного пути. Почему трех- дневного? Вероятно, чтобы послужить прообразом жизни по воскресении, разделенным со смертью и миром в продолжение трех дней, как это произошло со Христом. Сегодня Бог требует того же отделения. Евангелие от Луки
    5:4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
    Лк.5:4
    «Отплыви на глубину»
    . Отойди от мира и места греха как можно дальше. Берегитесь компромиссов, отплывите на глубину силы Божией, Бо- жьей бесконечной любви, Его верности. Жертвоприношение израильтян в Египте было бы отвратительно для египтян, это привело бы к беспорядкам и побитию Израиля кам- нями, приносить в жертву овец и козлов перед лицом египтян было бы анафемой, по- скольку они были священными животными в Египте. Моисей не пошел на компромисс, он потребовал стопроцентного исполнения воли Божьей, потому что истинное поклоне- ние требует отделения, отделения от всего нечестивого, мерзкого и злого. С политиче- ской точки зрения израильтяне были рабами в Египте, с религиозной — они должны быть свободны, абсолютно свободны. Если бы Израиль принес жертвы в Египте, люди бы сказали: «Я не вижу никакого различия между нами, наши религии -это одно и то же, наши цели и устремления совпадают». Сейчас, в основном, люди считают всякую религию хорошей, если они чувствуют искренность ее последователей; доказать, что этого недостаточно мы можем только бескомпромиссной жизнью. В наш век люди предпочитают идти на компромисс. Немного религии, немного мира и греха. Дьявол тоже не против идущей на компромиссы и соглашательства, разбавленной и потеряв- шей свою силу религии. Плывите на глубину, прочь от соглашательского и непоследо- вательного христианства.
  • Книга Исход
    8:28 И сказал фараон: я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне [Господу].
    Исх.8:28
    « Не уходите далеко«. Вместо того, чтобы целых три дня идти в пустыню, просто перейдите границу, отойдите за милю, или что-то вроде того, от Египта. Не правда ли очень привлекательное предложение? Ушли, нет больше египтян. Принял ли это предложение Моисей? Конечно, нет! Фараон боялся, что стоит им только покинуть Египет, как они предпримут попытку идти в Ханаан, и хотел не спускать с них глаз и, если понадобится, вернуть их обратно. Моисей отказывался пойти на соглашение из-за чрезмерной близости к Египту, египетским кушаньям и египетскому рабству. После своего обращения плывите сразу на глубину, не идите на компромиссы, креститесь и имейте дерзновенное свидетельство, сожгите за собой все мосты, ведущие обратно в мир. Пусть между вами и вашим прошлым зияет непреодолимая пропасть. Послание апостола Павла к Римлянам
    13:14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
    Рим.13:14
    «попечения о плоти не превращайте в похоти»
    . Следовать со Христом, а затем возвратиться в мир — это ужасно, сатане очень угодны и милы «пограничные» христиане.

Если вы, случайно, оказались таким, немедля запретите сатане, прекратите идти на уступки и плывите на глубину. Что Бог думает по поводу таких христиан? Он говорит, что они «не холодны и не горячи» Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
3:15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
3:16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Откр.3:15,16
и Он «извергнет их из своих уст«.

 пусть идут с вами«. Примет ли Моисей это щедрое предложение с легкой руки фарао- на? Все могут отправляться в пустыню, даже на расстояние 3-х дневного пути, именно к тому месту, куда идти повелел им Сам Бог и поклоняться Ему. Нет. Моисей отверг это предложение, потому что это означало неполное послушание Богу. Как могли прино- сить жертву без животных? Это невозможно! Как мы можем поклоняться без воздаяния Ему нашего имущества? Один человек перед крещением обнаружил, что оставил в кар- мане свой бумажник. Он вытащил его и дал на сохранение своему другу со словами:

«Пожалуйста, подержи его, он не имеет никакого отношения к крещению». Служитель, бывший этому свидетелем, вмешался в разговор: «Я либо крещу вас вместе с этим бу- мажником, либо не крещу вовсе». Мы не можем себе позволить пойти на компромисс, мы не можем спорить с Богом. Бог сказал им идти и поклониться с приношением в жертву животных, но не указал, каких именно животных и сколько надо принести в жертву. Бог не обуславливает наши жертвы, Ему принесем все, что мы имеем; наших жен, детей и имущество. Не должно быть никаких компромиссов: или все, или ничего. Иисус достоин принять все — да не останется ничего припрятанным от Него — все отда- дим Ему. Обратите внимание на хитрость и коварство компромиссов сатаны:

  1. Попытался удержать Израиль в Египте.
  2. Попытался удержать Израиль вблизи Египта.
  3. Попытался разделить Израиль.
  4. Попытался отпустить их с пустыми руками, без возможности служить Господу. Моисей отказался пойти на каждый предложенный из этих четырех компромиссов и продемонстрировал стопроцентное послушание Богу, что, в конце концов, привело к полному освобождению Израиля после смерти всех перворожденных младенцев в первую ночь исхода. Когда Павел обратился ко Христу, он полностью порвал со своей прежней жизнью. Отделение от мира — необходимое условие истинного служения Хри- сту. Спасение Израиля от Египта в самом Египте потерпело бы неудачу.

Может ли христианин идти на компромиссы?