НЕДЕЛЯ 42
16 – 20 октября
ХИЭХРЕУС ПРОФАТАУС
ХИЭХРЕУС ПРОФАТАУС
Иисус — Священник — Который добросовестно ведет нас в присутствие Бога, благодаря Своей жертве, — и Пророк — Который прекрасно передает Слово Божье к нам. Мы призваны слушать Его, верить в Его
труд, найти и занять свое место, как часть царства священников, которые во Христе Иисусе отдают себя за других. Когда вы молитесь Иисусу Священнику и Пророку, просите Его помочь вам понять глубину этих титулов, так чтобы вы смогли жить в соответствии им.
Ключевой текст: Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего Послание апостола Павла к Евреям
4:14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
Евреям 4:14 и Послание апостола Павла к Евреям
1:1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
Евреям 1:1
Объяснение имени: Пророк, священник и царь — были три главные личности в Израиле, титулы также принадлежавшие Иисусу. Новый Завет открывает Иисуса как священника по чину Мелхиседека. Этим
утверждается, что Его священство отличается и лучше, чем левитское священство. Греческое слово «священник» «хиэхреус». Главная роль священника в том, чтобы говорить с Богом от имени народа, основная ответственность пророка было говорить с людьми от имени Бога. Простые люди приветствовали Иисуса как пророка и, хотя Он, казалось, комфортно чувствовал Себя с этим титулом, большинство священников не приняли его. Новый Завет также указывает на то, что были пророки в ранней церкви, и что пророчество считается одним из духовных даров. Греческое слово«Профатаус» встречается 144 раз в
Новом Завете, и по их длине, содержит столько же пророчеств, как и Еврейские Писания.
Изучение имени:
1. Как вы думаете, почему это важно, чтобы Иисус, как Первосвященник, был способен сочувствовать нашим слабостям?
2. Что в Иисусе сделало Его способным сочувствовать нам?
3. Как вы думаете, почему Иисус был более эффективным, нежели священники Ветхого Завета?
4. Что означают слова «Сын есть сияние славы Божьей»?
5. Как Иисус, как Пророк открыл Бога вам?
Тексты для продолжения изучения:
Книга Левит
16:1 И говорил Господь Моисею по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив [с чуждым огнем] пред лице Господне, умерли,
16:2 и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку [очистилище], что на ковчеге [откровения], дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке.
16:3 Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение;
16:4 священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их;
16:5 и от общества сынов Израилевых пусть возьмет [из стада коз] двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение.
16:6 И принесет Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой.
16:7 И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания;
16:8 и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения;
16:9 и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех,
16:10 а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения [и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую].
16:11 И приведет Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех за себя;
16:12 и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу;
16:13 и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть;
16:14 и возьмет крови тельца и покропит перстом своим на крышку спереди и пред крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего.
16:15 И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца, и покропит ею на крышку и пред крышкою,-
16:16 и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их.
16:17 Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его. И так очистит он себя, дом свой и все общество Израилево.
16:18 И выйдет он к жертвеннику, который пред лицем Господним, и очистит его, и возьмет крови тельца и крови козла, и возложит на роги жертвенника со всех сторон,
16:19 и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.
16:20 И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника [и очистив священников], приведет он живого козла,
16:21 и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню:
16:22 и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню.
16:23 И войдет Аарон в скинию собрания, и снимет льняные одежды, которые надевал, входя во святилище, и оставит их там,
16:24 и омоет тело свое водою на святом месте, и наденет одежды свои, и выйдет и совершит всесожжение за себя и всесожжение за народ, и очистит себя, [дом свой] и народ [и священников];
16:25 а тук жертвы за грех воскурит на жертвеннике.
16:26 И тот, кто отводил козла для отпущения, должен вымыть одежды свои, омыть тело свое водою, и потом может войти в стан.
16:27 А тельца за грех и козла за грех, которых кровь внесена была для очищения святилища, пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их и мясо их и нечистоту их;
16:28 кто сожжет их, тот должен вымыть одежды свои и омыть тело свое водою, и после того может войти в стан.
16:29 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами,
16:30 ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним;
16:31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.
16:32 Очищать же должен священник, который помазан и который посвящен, чтобы священнодействовать ему вместо отца своего: и наденет он льняные одежды, одежды священные,
16:33 и очистит Святое Святых и скинию собрания, и жертвенник очистит, и священников и весь народ общества очистит.
16:34 И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел Господь Моисею.
Левит 16; Евангелие от Матфея
13:54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
13:55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
13:56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
13:57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
13:58 И не совершил там многих чудес по неверию их.
17:1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
17:2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
17:3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
17:4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
17:5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
Матфея 13:54-58; 17:1-5; Евангелие от Луки
24:17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
24:18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
24:19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
24:20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
24:21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
24:22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба
24:23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.
24:24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.
24:25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
24:26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
24:27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
Луки 24:17-27; Евангелие от Иоанна
14:1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
14:2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
14:3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
Иоанна 14:1-3; 17; Деяний 2:14-18; Первое послание Петра
2:4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
2:5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
2:9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
2:10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
1 Петра 2:4-5,9-10; Римлянам 8:31-34; 1 Коринфянам 14:1-3; 1 Тимофею 2:5; Послание апостола Павла к Евреям
2:14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
2:15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
2:16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
2:17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
2:18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
5:4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5:5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
5:6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
7:23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
7:24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
7:25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
7:26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
7:27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
7:28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
8:1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
8:2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
8:3 Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.
8:4 Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары,
8:5 которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.
8:6 Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
8:7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8:8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
8:9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
8:10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
8:11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
8:12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
8:13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
9:1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
9:2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
9:3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
9:4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
9:5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
9:6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
9:7 а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
9:8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.
9:9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
9:10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
9:11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
9:12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
9:13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
9:14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
9:15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
10:19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
10:20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
10:21 и имея великого Священника над домом Божиим,
10:22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
10:23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
10:24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
10:25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
Евреям 2:14-18; 5:4-6; 7:23-9:15; 10:19-25