СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ
Святое причастие — это видимая заповедь, установленная для церкви Самим Христом. Евангелие от Матфея
26:26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
26:27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
26:28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
26:29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
Мф.26:26 -29. Христос лишь однажды совершал ее со Своими учениками накануне Гефсиманской ночи. Рассказ о том, как происходило первое Причастие, содержится в Евангелиях, и, если связать воедино евангельские свидетельства, становится очевидно, что оно происходило примерно в таком порядке:
- Ученики собираются у стола, но их общение омрачается нелепым спором, кто из них самый великий Евангелие от Луки
22:24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим.
22:25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
22:26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.
22:27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
22:28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
22:29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
22:30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Лк.22:24-30. - В назидание им, Иисус умыл им ноги Евангелие от Иоанна
13:1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
13:2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
13:3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
13:4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
13:5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
13:6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
13:7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
13:8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
13:9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
13:10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
13:11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
13:12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13:13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
13:14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
13:15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
13:16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
13:17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
13:18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.
13:19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.
13:20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
Ин.13:1-20. - Иисус говорит во всеуслышание, что один из Его учеников предаст Его Евангелие от Матфея
26:21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
26:22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
26:23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
26:24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
26:25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви́? Иисус говорит ему: ты сказал.
Мф.26:21-25. - Это поднимает большой шум среди учеников, каждый из них спрашивает Иисуса: «не я ли, Господи?»
- Иисус говорит, что предатель ест и пьет вместе с ними Евангелие от Иоанна
13:21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
13:22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
Ин.13:21-22. - Петр жестом просит Иоанна задать вопрос Иисусу Евангелие от Иоанна
13:23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
13:24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
13:25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
Ин.13:23-25. - Иисус говорит, что это будет тот, «кому, обмакнув кусок хлеба, подам» Евангелие от Иоанна
13:26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
Ин.13:26. - Ко всеобщему удивлению Иуда уходит Евангелие от Иоанна
13:26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
13:27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
13:28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
13:29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
13:30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
Ин.13:26-30. - Иисус берет хлеб, благословляет, преломляет и подает ученикам Евангелие от Луки
22:19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
Лк.22:19. - Иисус берет чашу и передает ее ученикам Евангелие от Луки
22:20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
Лк.22:20. - Они поют гимн и идут в Гефсиманский сад Евангелие от Матфея
26:30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
26:31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
26:32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
26:33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
26:34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
26:35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
26:36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
Мф.26:30-36.
Возможно ли в наши дни иметь точно такое же причастие, каким было самое первое
- Причастие происходило вечером Евангелие от Матфея
26:20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
Мф.26:20 - Оно происходило в горнице Евангелие от Луки
22:12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
Лк.22:12 - Они ели опресноки (т.е. пресный, незаквашеный хлеб). «В первый же день опресночный
- Хлеб должен быть преломлен Евангелие от Луки
22:19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
Лк.22:19 - Они использовали один опреснок на всех и пили из одной чаши. Евангелие от Матфея
26:26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
26:27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
Мф.26:26,27. Это распространенный обычай на Востоке. - Они полулежали. Евангелие от Иоанна
13:23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
13:24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
13:25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
13:26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
Ин.13:23-26, Иоанн возлежал у груди Иисуса. - Оно происходило после еды Евангелие от Матфея
26:26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
Мф.26:26 «И когда они ели» - Это было мужское причастие. На нем не присутствовало ни одной женщины.
Цель причастия
- Мы участвуем в причастии не для того, чтобы получить прощение грехов. В этом таинстве нет власти прощать грехи принимающему причастие.
- Мы участвуем в причастии в послушание заповеди Христа Первое послание апостола Павла к Коринфянам
11:24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
1Кор.11:24 - Мы участвуем в причастии, ожидая Его скорое возвращение Первое послание апостола Павла к Коринфянам
11:26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
1Кор.11:26
- Мы участвуем в причастии, возвещая смерть Господню. Первое послание апостола Павла к Коринфянам
11:26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
1Кор.11:26 - Никто не участвует в причастии, потому что он достоин. Только благодаря Его благодати, мы были рождены свыше и приняты в Божью семью.
- Мы принимаем Его по дерзновению — если мы истинные дети Божьи, мы с дерзновением приходим пред Его престол для общения и нашего укрепления.
- Давайте не сторониться испуганно нашего любящего Небесного Отца. Он просит нас подойти, и нам не следует отказывать Ему в удовольствии пообщаться с нами.
- Во время причастия Он хочет приблизиться к нам и общаться с нами так, как Он общался со своими учениками по дороге в Эмаус.
Внутренний смысл Вечери Господней
Споры, веками бушующие вокруг Вечери Господней, привели к тому, что чаще всего рассуждения о внутреннем смысле этой заповеди сосредотачиваются вокруг самого акта преломления хлеба и его принятия. Соответствующие разделы учебных пособий в различных деноминациях в основном обращают внимание на вопрос: происходит или не происходит что-либо с хлебом и вином на Вечере? Другие стороны этой заповеди рассматриваются схематично и мельком. Такое положение привело к тому, что христианство нашего времени практически потеряло целостное представление о Вечере Господней, как о трапезе, несущей в себе определенный комплекс понятий. Для одних она превратилась только в причастие, для других — только в воспоминание, для третьих — в благодарение… А в сознании подавляющего большинства участвующих Вечеря Господня воспринимается как та часть богослужения, на которой вкушается хлеб и вино. Однако трапеза Господа Иисуса Христа — это более широкое явление. Она начинается со слов пресвитера, открывающего собрание — «мир вам» — и заканчивается апостольским благословением и пожеланием мира при окончании собрания. То есть все богослужение, на котором совершается преломление хлеба, от начала и до конца — является Вечерей Господней. Только такой широкий взгляд может дать всестороннее и объемное представление о ее содержании. Итак, рассмотрим семь главных составляющих Вечери Господней.
- ВОЗВЕЩЕНИЕ Писание утверждает, что, «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, СМЕРТЬ ГОСПОДНЮ ВОЗВЕЩАЕТЕ» Первое послание апостола Павла к Коринфянам
11:26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
1Кор.11:26. То есть всякий раз, когда на наших богослужениях преломляется хлеб и разносится чаша, происходит возвещение смерти Господней. Возвещать — значит открыто и громко говорить, объявлять для всеобщего сведения. И такое возвещение происходит во время Вечери Господней не только с кафедры, когда проповедуется Слово Божие о страдании и смерти Иисуса Христа, но и самим присутствием на столе хлеба и чаши. А.В.Карев говорил: «Кроме проповедей о смерти Христа, кроме богословских статей о смерти Христа, кроме песней и гимнов о смерти Христа, есть еще два вестника, возвещающие смерть Христа на Голгофском кресте: это хлеб и вино Вечери Господней» - ВОСПОМИНАНИЕ Преломляя хлеб в памятную ночь Тайной Вечери и предлагая чашу, Христос заповедовал: «Сие творите в Мое воспоминание» Первое послание апостола Павла к Коринфянам
11:24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
11:25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
1Кор.11:24,25. Эти слова Иисуса утверждают истину о том, что Его желание — сохранить память о Нем в сердцах последователей. Но возможна ли потеря памяти о Христе в Его учениках ? Разве всякий истинно верующий, будучи членом Тела — Церкви Христа, имея постоянную связь с Главой посредством Духа Святого, не должен помнить и вспоминать о Христе постоянно,
каждый миг своей жизни? Безусловно, каждый верующий, где бы он ни находился — везде должен вспоминать о Христе и жить Им. К сожалению, люди, последовавшие за Христом, могут осуетиться и духовно задремать. Заботы житейские порой слишком поглощают верующих, и бывает, что проходят дни, а иногда и недели, — человек молится и, возможно, посещает богослужебные собрания, но за все это время он может ни разу не вспомнить о Христе. При этом Христос желал, чтобы Его последователи вспоминали не об одном эпизоде, а о всей Его жизни и о каждом событии в ней. Как отмечает протоиерей лютеранской церкви Самуэл Лехтонен: «Воспоминание крестной жертвы Христа — анамнезис, это нечто большее, чем воспоминание только страдающего Христа. Пасхальную трапезу нельзя отделить от истории спасения»
- ПРИОБЩЕНИЕ (причастие). Вкушение является кульминационным моментом, в который хлеб и вино в чаше начинают воздействовать на принимающего и вызывают в его душе и сознании особые чувства, мысли и реакции. То есть, приобщение — это переходный процесс, связывающий духовное и материальное и, как и все подобные процессы, является самым трудным для восприятия и, таким образом, неизбежно вызывающим самые горячие богословские споры и дискуссии. Для Апостола Павла было вполне очевидно, что заповедь хлебопреломления представляет собой явление, в котором соприкасаются два мира: мир видимый (материальный), представленный хлебом, и чашей и мир невидимый (духовный), в котором явлены Плоть и Кровь Христа. Поэтому Ап. Павел обращается к коринфянам со словами: «Сами рассудите о том, что говорю; чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» Первое послание апостола Павла к Коринфянам
10:15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.
10:16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
1Кор.10:15,16. То, что было так ясно и очевидно для Ап. Павла, оказалось затруднительным для последующих поколений христиан. Некоторые понимали (и до сих пор понимают) эту заповедь слишком материально, другие — слишком духовно. Это безусловно связано с тем, что в Вечери Господней содержится наряду с явлением объяснимым, — нечто таинственное и необъяснимое. Возвещение смерти Христовой и воспоминание о Господе — это, если не вполне, то в общих чертах объяснимые и доступные человеческому разуму и рациональному способу познания стороны Трапезы Господней. Приобщение же Тела и Крови Христовой невозможно охватить рациональным, умственным познанием, так как это явление духовное, требующее соответствующего духовного способа познания. - БЛАГОДАРЕНИЕ Вкусив хлеб и приняв чашу, каждый верующий становится непосредственным участником Вечери Господней, и таким образом, он своим личным опытом начинает переживать познание этого установления. Одно из самых ярких и сильных чувств, которое вызывает в нем Вечеря Господня — это чувство великой благодарности. Поэтому в исторических церквах Востока за этим установлением с древности утвердилось название — Евхаристия,- благодарение. «Уже само название «Евхаристия» которым пользовался автор Дидахе, а также Игнатий Антиохийский и Иустин-мученик, очень четко определяет ее содержание в первохристианском смысле.» Действительно — «возблагодарив» Первое послание апостола Павла к Коринфянам
11:24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
1Кор.11:24 — это первое слово, с которого началась Вечеря Господня в тайной иерусалимской горнице. Благодарность — не есть чувство присущее только Вечери Господней. Некто сказал: «Благодарение — это воздух, которым живет Церковь». Это не только поэтичное, но и глубоко верное определение. Священное Писание призывает нас: «За все благодарить» Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам (Солунянам)
5:18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
1Фес.5:18.
- ОБЩЕНИЕ (коммунион) Вечеря Господня устанавливалась Христом и всегда проводилась не как индивидуальная, личная, а как общая, совместная трапеза. Немыслимо, чтобы она проводилась как принятие хлеба только для себя. Совместное же вкушение хлеба — всегда представляет собой общение. Народы Востока отличались особым гостеприимством, и, любые трапезы были проводимы там для общения. «Гости сидели на полу, близко друг к другу, вокруг низкого стола, ели из маленьких и больших блюд. Именно это тесное общение в кругу и создавало между друзьями истинное чувство братства.» Поэтому такой наивностью для европейца, но непостижимым трагизмом для иудея, звучат слова 40-го Псалма, которые процитировал Иисус Христос во время последней Тайной Вечери: «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою » Евангелие от Иоанна
13:18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.
Ин.13:18. Для современных людей, в предательстве человека, вкушающего совместную трапезу, нет ничего необычного, но для евреев это было невероятно и удивительно, потому что евреи не приглашали недругов к совместной трапезе и наоборот, участвующие в ужине, никогда не выступали против пригласивших. Кульминацией их общения несомненно был момент, когда Христос преломил хлеб и подал его ученикам. Эти действия подчеркивают значение Вечери Господней как общения. Не случайно в качестве наиболее употребляемого названия этой заповеди в Западной Церкви применяется слово «коммунио», то есть общение. Общение начинается с того момента, «когда вы собираетесь в церковь» Первое послание апостола Павла к Коринфянам
11:18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
1Кор.11:18. «Собраться в Церковь, — в понятиях раннего христианства, — пишет Г.Дикс, — значит составить такое собрание, цель которого выявить, осуществить Церковь» То есть, это не просто войти под кров молитвенного дома и вступить в беседу с братьями и сестрами. «Вы, — говорит Апостол, — тело Христово, а порознь — члены» Первое послание апостола Павла к Коринфянам
12:27 И вы - тело Христово, а порознь - члены.
1Кор.12:27. Выявить и засвидетельствовать перед миром и перед Богом тайну Церкви призвано любое богослужение, но особенным образом это проявляется в собраниях, на которых совершается Вечеря Господня. Истинное общение должно начинаться с личного знания нужд и потребностей каждого верующего и кончается общими молитвами и единодушным «Аминь». Церковь, в которой пренебрегают долгом делиться друг с другом — не истинная церковь.» В условиях современного общества, пропитанного индивидуализмом и обособленностью, замкнутостью каждого и столь вожделенным невмешательством, — в общинах нашего братства надо все настойчивее напоминать о необходимости живого общения, и главным средством в восстановлении этого общения должна послужить Вечеря Господня. Но главный смысл общения Вечери Господней заключается не в общении друг с другом, а в общении каждого и всех вместе с Господом Иисусом Главой вселенского Тела Церкви. Итак, Вечеря Господня утверждалась, как общение и происходит, как общение. Она установлена, чтобы обновлять наше единство со Христом и друг с другом, независимо от того — видим ли мы один другого плотскими очами или нет. Следовательно, Вечеря Господня — это Трапеза мира и единства. - ОСВЯЩЕНИЕ В послании к Коринфской церкви Ап. Павел указывает на освящающее действие Вечери Господней: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» Первое послание апостола Павла к Коринфянам
11:28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
11:29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
11:30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
1Кор.11:28-30. В этих словах предстает уже не общецерковная, экклезиологическая сторона Вечери Господней, а глубоко индивидуальная, или как теперь говорят —
экзистенциальная ее особенность. Можно бесконечно удивляться Божественной премудрости, которая так тесно связала в одном установлении приобщение к церковному, вселенскому началу и пристальное внимание к личному, частному, персональному положению каждого участника. Вкушение Трапезы Господней производит личное очищение и освящение каждого члена Тела — Церкви Христовой путем отделения от греха чрез отсечение неугодных Господу проявлений и чувств, а так же с духовной стороны совершает укрепление в благодати. Ап. Павел говорит, что человек желающий участвовать в Вечери Господней должен прежде испытать себя, готов ли он? Если он в конфликте с кем-нибудь, если он совершил сознательный грех или пребывает во грехе до сего часа, то, испытав себя, он должен непременно покаяться: — не просто оплакать свой грех, но волевым актом, с Божьей помощью, оставить его. Раскаявшись и оставив, таким образом грех, чадо Божие взошло на новую ступень освящения. Если же человек не раскаялся и вкушает от Хлеба и Чаши, то для его же блага Бог вынужден допустить к нему болезнь, немощи и страдания плоти. И рука Божия будет тяготеть над человеком до тех пор, пока он не раскается и не станет чище и святее. Непреложная воля Божия заключается в нашем постоянном освящении. Если люди уклоняются от освящения, то Бог снова через страдания направляет их на этот путь. Возникает парадоксальная ситуация: приобщение Плоти и Крови Христа, имеющее живительное действие, оказывается для некоторых болезненным, а порой и смертельным. Подсознательно чувствуя очищающее действие Вечери Господней, многие верующие, зная за собой нечто, уклоняются от участия в ней. Если это делается для того, чтобы примириться или исправить свои пути — это вполне оправданное и желательное самоотстранение. Но если человек ничего не исправляет в своей жизни и не думает исправлять, но, чувствуя возможность наказания от Господа, уклоняется от Него, то он подобен больному не желающему лечиться. Лучше для человека подвергнуться наказанию от Господа здесь, на земле, и в страданиях плоти войти в Царство Небесное, чем, уклонившись от наказания, безболезненно прожить земную жизнь и оказаться вне врат вечности.
- ЗАЛОГ ГРЯДУЩЕГО Иисус Христос, устанавливая Вечерю Господню, произнес: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» Евангелие от Матфея
26:29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
Мф.26:29. Таким образом, участие в этой трапезе возбуждает и обновляет «эсхатологическую надежду христиан». Вечерю Господню часто называют «Трапезой Царства» и это не случайно, ибо открывает нам виденье грядущего Царства Небесного , в котором произойдет окончательное обновление всего существующего в мире. В этом смысле Вечеря Господня — предвкушение этого желанного Царства. Вечеря Господня как предвкушение Трапезы Царства Небесного должна восприниматься не только в чисто эсхатологическом смысле, то есть в плане будущих конечных судеб мира и человека. Она уже сейчас является реальностью Царства Божия, присутствующего на земле в сердцах искупленных чад Божиих. Фактически участие в Вечере Господней не только напоминает нам о грядущей Трапезе в Царстве Небесном, но и заставляет задуматься над своим состоянием, чтобы не быть извергнутыми из этого Царства, и, с другой стороны, предпринять активные усилия, чтобы приблизить это Царство; потрудиться, чтобы распространить его шатры в мире уже сегодня. Таким образом, Вечеря Господня как залог Грядущего являет истинный свет, идущий, по выражению
Н.Бердяева, не только из прошлого, но и от будущего. Рассмотрев основные составляющие догматической сущности Вечери Господней, — можно только в молчании склонить голову пред величием этой святой заповеди, удивительным образом связывающей с одной стороны — прошлое, настоящее и будущее; а с другой стороны — Господа Христа со всеми Его последователями всех времен и народов. Трапеза Господня является, таким образом, точкой пересечения горизонтали, — то есть совокупности всех людей, составляющих Тело Христово и вертикали — то есть связи Христа со всеми Его последователями. Итак, Вечеря Господня имеет благовестнический характер ВОЗВЕЩЕНИЯ; возбуждает ВОСПОМИНАНИЕ об Иисусе Христе; ПРИОБЩАЕТ детей Божиих Телу и Крови Христовой; производит БЛАГОДАРЕНИЕ; несет экклезиологический характер ОБЩЕНИЯ; участвует в ОСВЯЩЕНИИ; и являет эсхатологический ЗАЛОГ ГРЯДУЩЕГО Царства Небесного. Таковы семь неразрывных сторон, составляющих главный внутренний смысл Вечери Господней.
Кто может принимать причастие
- За Отеческим столом в общении с Господом имеют право сидеть только те, кто родился свыше и принят в семью Божию.
- Неверующий и плотской человек может участвовать только в «трапезе бесовской» Первое послание апостола Павла к Коринфянам
10:21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
1Кор.10:21. - Некоторые церкви разрешают принимать причастие только крещенным верующим.
- Большинство евангельских церквей не откажут христианам. находящимся в правильном положении перед Богом, из других евангельских церквей, участвовать в причастии вместе с ними.
- В некоторых церквах причастие разрешено принимать только членам их собственного собрания.
- Те, кто находится на церковном наказании, предусматривающем воздержание, должны воздерживаться от принятия причастия в своей, или в как ой-либо другой церкви, до указанного времени
Испытание себя очень важно перед принятием причастия
Первое послание апостола Павла к Коринфянам
11:28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
1Кор.11:28 «Да испытывает (проверяет — англ. Библ.) же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей».
Второе послание апостола Павла к Коринфянам
13:5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то́, чем должны быть.
2Кор.13:5 «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Сами х себя исследывайте».
Псалтирь
25:2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое,
Пс.25:2 «Искуси (проверь — англ. Библ.) меня, Господи, и испытай меня: расплавь внутренности мои и сердце мое».
Псалтирь
138:23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
Пс.138:23 «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое: испытай меня и узнай помышления мои».
Готовящийся принять причастие должен молиться так: «Господи, направь на меня испытывающий луч Твоего Слова». Испытать себя — значит проверить, тщательно исследовать и обследовать себя, экзаменовать.
- Кого я должен испытать? Проповедника? Свою жену? Пресвитеров? Соседей? НЕТ. Себя.
- Почему мы должны испытывать себя:
а) потому, что это прямое указание Библии;
б) потому, что, если мы едим не достойно, это может привести к осуждению, слабости, болезни и ранней смерти.
Это должно быть испытание, которое обнаруживает грех и изгоняет его прочь.
- Как я должен испытывать себя? Задавая себе соответствующие вопросы:
а) действительно и истинно ли л верю в Господа Иисуса Христа? Деяния святых Апостолов
16:31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
Деян.16:31;
б) действительно ли я рожден свыше и принят в семью Божью? Евангелие от Иоанна
3:3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
3:4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
3:5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
3:6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
3:7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
Иоан.3:3-7;
в) есть ли какой-либо не исповеданный грех в моей жизни? Самолюбие? Гордость? Алчность? Лень? Непослушание? Любовь ко греху? Любовь к миру? Чисты ли мои мысли? Постоянно ли я свидетельствую о Христе? Был ли я постоянен в чтении и молитве? Держу ли я свое обещание молиться за отдельных людей, которым я обещал молиться за них?
г) искренне ли я каюсь в своих грехах? Исповедание грехов без покаяния пародия.
д) есть ли в моем сердце намерение жить более святой жизнью?
е) люблю ли я Бога всем своим сердцем, душой и разумением? Лк.10:27а;
ж) люблю ли я своего ближнего как самого себя? Лк.10:27б;
з) простил ли я всем, согрешившим против меня? Мф.6:14-1 5; 5:23-24;
и) верен ли я в своем сердце обращениям Христа ко мне лично? Проповедовать? Петь? Давать бедным? Учить в воскресной школе? Свидетельствовать? Давать десятину?
к) был ли я послушен в своем приготовлении к принятию причастия?
Требования к принятию причастия
Хлеб и вино — это два вещества, символизирующих тело Христа. Мы отвергаем всяческие доктрины о превращениях и преображениях хлеба и вина, но верим, что они продолжают оставаться не более чем веществами, элементами, символами, прообразами. Мы категорически отвергаем действия какой-либо мистической силы, превращающей и изменяющей структуру этих веществ. Хлеб по возможности должен быть пресным, незаквашенным дрожжами, что символизирует отказ от закваски греха и указывает на то, что мы должны жить чистой, святой жизнью.
Плоды причастия
- Верующий очищается, так как испытывает себя, и Кровь Христа смывает с него не только грех, но и желание грешить.
- Верующий укрепляется общением с Господом и с другими верующими.
- Верующий назидается, так как размышляет над смертью вторым пришествием Христа.
Куда мы направляемся после причастия? Кто-то идет на рынок, или на матч по футболу, или садится за стол или компьютер играть в игры. Это абсолютно неправильно и неподобающе христианину. Когда ученики покинули горницу, они отреклись от Спасителя и покинули Его. Нам следует, завершив принятие причастия, направиться к месту молитвы. Пусть благословение не утихает, но проникает в нас все глубже и глубже. Мы должны в нашей христианской жизни продвигаться к состоянию ежедневной победы во Христе. Каждый верующий должен приходить на причастие со смирением, смелостью, дерзновением. Давайте участвовать в причастии с радостью ожидания Его скорого прихода, «доколе Он прийдет» Помните слова Иисуса: «Сие творите в Мое воспоминание«. Когда мы творим причастие, давайте думать о воплощении, рождении, крещении, служении, преображении, искушении, чудесах, учении, тяжких периодах в жизни Гефсимании, суде, насмешках над Ним, избивании, смерти, воскресении , вознесении и втором пришествии. Исполнитесь Им.
Вопросы для повторения:
- Из каких 11 частей состояла первая вечеря Господня?
- Назовите, какие 7 из них не практикуются сейчас, в наши дни?
- Есть ли в причастии прощение грехов?
- Почему мы принимаем причастие (3 причины)?
- Кто может принимать причастие?
- Что очень важно делать перед причастием?
- Как мы испытываем себя? (Какие 6 вопросов мы должны себе задать?)
- Какие 2 требования предъявляются к проведению причастия?
- Какие плоды приносит причастие?
- Иисус сказал: «Сие творите в Мое воспоминание.» Что мы должны помнить?
- Перечислите 7 главных составляющих Вечери Господней. Своими словами дайте краткое описание каждой части.