НЕДЕЛЯ 35 — 26 Августа — 1 Сентября — ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА

НЕДЕЛЯ 35 26 Августа — 1 Сентября

 

26 — Иова 31-34            30 Первое послание апостола Павла к Тимофею
4:1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
4:2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
4:3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
4:4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
4:5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
4:6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
4:7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
4:8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
4:9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
4:10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
4:11 Проповедуй сие и учи.
4:12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
4:13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
4:14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
4:15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
4:16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
5:1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
5:2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
5:3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
5:4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5:5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
5:6 а сластолюбивая заживо умерла.
5:7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
5:8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
5:9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
5:10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
5:11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
5:12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
5:13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
5:14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
5:15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
5:16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
5:17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
5:18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
5:19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
5:20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
5:21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
5:22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
5:23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
5:24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
5:25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
6:1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
6:2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
6:3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
6:4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
6:5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6:6 Великое приобретение - быть благочестивым и довольным.
6:7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
6:8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
6:9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
6:10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
6:11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
6:12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
6:13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
6:14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
6:15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
6:16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
6:17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения;
6:18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
6:19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
6:20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
6:21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
1Тим. 4-6

27 — Иова 35-38            31 Второе послание апостола Павла к Тимофею
1:1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
1:2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
1:3 Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью,
1:4 и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости,
1:5 приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.
1:6 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение;
1:7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
1:8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
1:9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
1:10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
1:11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
1:12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
1:13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
1:14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
1:15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
1:16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
1:17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
1:18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
2:1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2:2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
2:3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
2:4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
2:5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
2:6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
2:7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
2:8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
2:9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
2:10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
2:11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
2:12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
2:13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
2:14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
2:15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
2:16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
2:17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
2:18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
2:19 Но твердое основание Божие стои́т, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа".
2:20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
2:21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
2:22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
2:23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
2:24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
2:25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
2:26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
3:1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
3:2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3:3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
3:4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
3:5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
3:6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
3:7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
3:8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
3:9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
3:10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
3:11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
3:12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
3:13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
3:14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
3:15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
3:16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
3:17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
4:1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
4:2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
4:3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4:4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
4:5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
4:6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
4:7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
4:8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
4:9 Постарайся прийти ко мне скоро.
4:10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
4:11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
4:12 Тихика я послал в Ефес.
4:13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
4:14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
4:15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
4:16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
4:17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
4:18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
4:19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
4:20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
4:21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
4:22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.
2Тим. 1-4

28 — Иова 39-42             1 Титу 1-3

29 Первое послание апостола Павла к Тимофею
1:1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
1:2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
1:3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
1:4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
1:5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
1:6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
1:7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
1:8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
1:9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
1:10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
1:11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
1:12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
1:13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
1:14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
1:15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
1:16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
1:17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
1:18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
1:19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
1:20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
2:1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
2:2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
2:3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
2:4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
2:5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
2:6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
2:7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу,- учителем язычников в вере и истине.
2:8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
2:9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
2:10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
2:11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
2:12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
2:13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
2:14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
2:15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
3:1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
3:2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3:3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
3:4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
3:5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
3:6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
3:7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
3:8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
3:9 хранящие таинство веры в чистой совести.
3:10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
3:11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
3:12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
3:13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
3:14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе,
3:15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
3:16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
1Тим. 1-3

Исаии 45-66; Ефесянам;

Псалмы 107-109;

Екклесиаста 4;

ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА

С первоапостольских времен дисциплинарное взыскание по отношению к согрешающим верующим было одним из характерных признаков церкви Христовой. Духовное пробуждение, связанное с реформаторским движением, выразилось в обновленном внимании к практике церковной дисциплины, что подчеркивает ее важность для духовного благополучия тела Христова. Каждому поколению христиан необходимо ясно понимать библейское учение о церковной дисциплине, чтобы сохранить святость и силу церкви и передать веру следующему поколению верующих. «Ослабление церковной дисциплины, возможно, является одним из самых видимых пороков современной церкви. Ослабло стремление хранить чистоту вероисповедания или жизни. Современная церковь видит себя как добровольная ассоциация автономных членов с минимальным уровнем моральной подотчетности перед Богом, не говоря уже друг перед другом».

К сожалению, отсутствие церковной дисциплины в евангельских церквях уже не удивляет и часто остается незамеченным. Выросло новое поколение верующих, которое практически незнакомо с библейским учением о церковной дисциплине. В результате этого многие евангельские церкви опускаются все глубже и глубже в доктринальный релятивизм и моральное разочарование. Отсутствие или пренебрежение дисциплиной приводит к ослаблению чувства ответственности в членах церкви, что выливается в многочисленных болезнях и проблемах, среди которых можно упомянуть следующие:

  • утрата моральной чистоты
  • отсутствие духовной силы
  • потеря церковного единства
  • охлаждение в вере
  • духовная апатия и отступление от Бога

Библейская практика церковной дисциплины придает весомый смысл понятию членства в церкви. Членство в церкви Христа – это привилегия, которая сопровождается ответственностью являть в жизни плоды Духа Святого. Можно говорить о том, что есть временные или преходящие признаки, однако «дисциплина» является жизненно необходимым признаком церкви.

Аналогия с иммунитетом

Каждому живому организму необходим сильный иммунитет, т.е. хорошая способность противостоять инфекциям и чужеродным агентам, позволяющая предотвращать или бороться с болезнями. Писание представляет Церковь, как тело Иисуса Христа Послание апостола Павла к Римлянам
12:5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
Рим.12:5
; Первое послание апостола Павла к Коринфянам
12:27 И вы - тело Христово, а порознь - члены.
1Кор.12:27
; Послание апостола Павла к Ефесянам
1:23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
4:16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
Еф.1:23; 4:16
; Послание апостола Павла к Колоссянам
1:24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
Кол.1:24
, т.е. как живой духовный организм. Церковная дисциплина – это своего рода «духовный иммунитет» церкви, без которого она остается незащищенной от влияния мира извне и воздействия греха изнутри.

 

Наука разделяет иммунитет на врожденный и приобретенный. Продолжая аналогию, можно сказать, что Бог создал церковь с врожденным иммунитетом против греха, но в этом мире, исполненном всякого рода опасностей, каждая поместная церковь вынуждена накапливать приобретенный иммунитет, способный бороться с характерными проблемами современного общества.

Почему церкви не практикуют дисциплину?

Церковная дисциплина затрагивает юридическую сторону жизни церкви. Всегда есть опасность слишком жесткого или слишком позволительного подхода к практике ЦД (церковной дисциплины). Во времена гонений церкви обычно возникает меньше ситуаций требующих ЦД, т.к. члены церкви проявляют высокий уровень личной ответственности в духовном хождении. Во времена свободы уровень духовной сознательности членов постепенно понижается. Когда церковь обретает политическую власть повышается опасность неправильного использования ЦД, как например это происходило в период Инквизиции. В современном контексте существует целый ряд причин, которые приводят церкви к отказу от дисциплинарного воздействия:

  • Влияние постмодернистского мышления, релятивизм, индивидуализм веры
  • Отсутствие ясного библейского понимания и сложность некоторых вопросов
  • Отсутствие серьезности по отношению к Библии и состоянию верующих
  • Случаи неправильной практики ЦД в поместной церкви
  • Непоследовательная (избирательная) практика ЦД
  • Страх церковного разделения
  • Страх судебного иска
  • Страх осуждения и неправильное понимание любви

Любовь и дисциплина

Все чаще и чаще в современном контексте «любовь» и «дисциплина» рассматриваются как понятия несовместимые. Однако Библия и жизненный опыт показывают, что истинная любовь требует дисциплины. «Господь, кого любит, того наказывает» Послание апостола Павла к Евреям
12:6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
Евр.12:6
; Книга Притчей Соломоновых
3:12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
Прит.3:12
; Второе послание апостола Павла к Коринфянам
2:4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
2Кор.2:4
; От.3:19.
Правильное применение дисциплины является одним из высших проявлений любви. Отсутствие же правильного дисциплинарного воздействия говорит об отсутствии истинной любви Пр.13:24.

Слово дисциплина происходит от латинского discere – «учиться». Христианство

– это учение, и, значит, дисциплина. Своим ученикам Господь велел: «Идите, научите все народы» Евангелие от Матфея
28:19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
28:20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Мф.28:19-20
. Покаяние и обращение ко Христу неизменно ведет верующего к упорядочиванию своей жизни согласно библейскому учению, которое можно обобщить в одно предложение: «Бог искупил нас от власти греха для жизни святой и вечной». 1Птр.1:15- 16; Книга Левит
11:44 ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле,
11:45 ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят.
19:2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
20:7 Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят].
20:26 Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь [Бог ваш], и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои.
Лев.11:44-45; 19:2; 20:7,26
. Церкви, живущие по закону любви Христовой, обязаны прибегать к использованию ЦД в случаях, определенных библейским учением.

Основание дисциплины

ЦД не существует для того, чтобы быть силовым инструментом манипуляции членов церкви для достижения личных предпочтений служителей или других членов общины. Единственной основой для церковной дисциплины должно быть ясное библейское учение и общепринятый устав церкви.

 

Недопустимы запугивание и другие формы психологического давления на членов церкви. Всегда, даже к согрешающим членам церкви, необходимо проявлять сострадание и обращаться с ними с подобающим христианским достоинством.

Ветхозаветные предпосылки

Ветхозаветный закон, признанный в Новом Завете святым, праведным и добрым Послание апостола Павла к Римлянам
7:12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
Рим.7:12
, изобилует примерами строгого наказания в целях защиты израильского народа от пагубного влияния соседних народов например: Книга Числа
15:30 Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего,
15:31 ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней.
Числа 15:30-31
.

Новозаветные примеры

Из евангельских повествований можно привести как минимум два: притчи о том, как Христос ищет заблудшую овцу или отец ждет блудного сына. Новозаветные послания содержат достаточно детальное обсуждение вопроса ЦД. Ключевые места НЗ о дисциплине: Евангелие от Матфея
16:19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.
18:15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
18:16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
18:17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.
18:18 Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе.
Мф.16:19; 18:15-18
; Евангелие от Иоанна
20:23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Ин.20:23
; Послание Иакова
5:19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
5:20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
Иак.5:19-20
; Второе послание Иоанна
1:9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
1:10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
1:11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
2Ин.9-11
; Послание апостола Павла к Римлянам
16:17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
Рим.16:17
; Послание апостола Павла к Галатам
6:1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
6:2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
6:3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
6:4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
6:5 ибо каждый понесет свое бремя.
Гал.6:1-5
; Первое послание апостола Павла к Коринфянам
5:1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
5:2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
5:3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
5:4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5:5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
5:6 Нечем вам хвалиться. || Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
5:7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
5:8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
5:9 Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками;
5:10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.
5:11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
5:12 Ибо что́ мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
5:13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
1Кор.5:1-13
; Второе послание апостола Павла к Коринфянам
2:5 Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью,- чтобы не сказать много,- и всех вас.
2:6 Для такого довольно сего наказания от многих,
2:7 так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.
2:8 И потому прошу вас оказать ему любовь.
2:9 Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны.
2:10 А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова,
2:11 чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.
7:9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.
7:10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
7:11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
2Кор.2:5-11; 7:9-11
; Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам (Солунянам)
5:14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
1Фес.5:14
Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам (Солунянам)
3:6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
3:14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
3:15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
2Фес.3:6,14-15
; Первое послание апостола Павла к Тимофею
5:20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
1Тим.5:20
;

Второе послание апостола Павла к Тимофею
2:16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
2:17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
2:18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
2Тим. 2:16-18
; Послание апостола Павла к Титу
3:10 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
3:11 зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
Тит.3:10-11
; Евр.12:5б-17; 13:17.

Цели дисциплины

Библейская ЦД никогда не преследует ретрибутивного наказания за грех, т.е. наказания как праведного воздаяния за грех. Иисус Христос Своей совершенной жертвой на кресте полностью удовлетворил требования Божьей справедливости и верующие во Христа более не подлежат суду Евангелие от Иоанна
3:18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
Ин.3:18
; Послание апостола Павла к Римлянам
8:28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
8:29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
8:30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
8:31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
8:32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?
8:33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.
8:34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
Рим.8:28-34
. Поэтому цели библейской ЦД нужно понимать следующим образом:

  • по отношению к согрешившему – исправление, праведность и восстановление

Евангелие от Матфея
18:15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
Мф.18:15
; Послание Иакова
5:20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
Иак.5:20
; Первое послание апостола Павла к Коринфянам
5:5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
1Кор.5:5
; Послание апостола Павла к Галатам
6:1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Гал.6:1
; 1Тим.
1:20; Второе послание апостола Павла к Тимофею
2:25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
2:26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
2Тим. 2:25-26
; Послание апостола Павла к Евреям
12:11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
12:13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.
Евр. 12:11,13
;

Меры дисциплины

Превентивные меры: Самым лучшим средством церковной дисциплины является использование превентивных мер, направленных на предотвращение необходимости дисциплинарного воздействия вызванных грехом в жизни верующего.

 

Реакционные меры:

Восстановительные меры

Вопросы для повторения:

  1. Что является основным предметом церковной дисциплины?
  2. Почему церковная дисциплина редко применяется в настоящее время?
  3. Как учить церковной дисциплине?
  4. Нужно ли откладывать наказание в соответствии с Евангелие от Матфея
    18:22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.
    Мф.18:22
    ?